Родители часто жалуются на «бесполезные» уроки труда в школах — мол, зачем учить детей делать скворечники и печь шарлотку, если будущее практически наступило? Зачем прерывать процесс получения «истинных» знаний, если всю работу по дому за нас могут выполнить профессионалы, а шарлотка продается в пекарне за углом? Кажется, что нам и нашим детям совершенно ни к чему в XXI веке уметь делать скворечники и варить гречневую кашу.
Но в мелких делах, которые мы выполняем по дому, и даже в уроках труда есть неочевидная польза. Как ни странно, они могут помочь нашей психике. Мысль о домашних обязанностях мало в ком вызывает бурю положительных эмоций, но замечали ли вы, что именно уборка отлично помогает пережить непростые времена? Кто из нас не перебирал гардероб после неудачи на работе? Кто не драил полы, поссорившись с любимым?
Сами того не замечая, мы лечимся, заботясь о своем жилье. Поэтому давайте попробуем посмотреть на домашний труд по-другому.
Сами того не замечая, мы лечимся, заботясь о своем жилье. Поэтому давайте попробуем посмотреть на домашний труд по-другому.
ПРОСТОЙ ПУТЬ К СЧАСТЬЮ
Когда человек что-либо создает своими руками, он самостоятельно удовлетворяет базовые духовные потребности личности. Это потребности в созидании, творчестве, автономии и контакте с другими. В организме выделяется гормон дофамин — и мы чувствуем радость. Для нас важно понимать, что мы сами смогли создать что-то. Благодаря труду, этому ежедневному преодолению, как ни парадоксально, мы чувствуем вдохновение и счастье.
Конечно, мы можем добиться подобных результатов и занимаясь творчеством. Но если наша профессия не связана с созданием музыки, иллюстраций или текстов, каждый день радовать себя вряд ли получится.
Если человек рисует картину, пишет стихотворение или делает подарок близкому своими руками — это нечто необыкновенное. Но именно ежедневный труд дает возможность каждый день удовлетворять свои базовые потребности в компетентности, в автономии, в принадлежности, в созидании.
Как именно это происходит?
Убирая свой дом, мы заботимся о себе и своей семье. И лучше всего делать это вместе, удовлетворяя еще и потребность в контакте. Когда мы готовим, мы можем подойти к процессу творчески, применить усердие, смекалку. Так мы чувствуем, что создаем нечто новое для себя и своих близких. Когда мы понимаем, что способны починить или прибить что-то самостоятельно, мы чувствуем себя свободными и независимыми. Так ежедневные действия помогают нам не только навести лоск, но и удовлетворить нужды своей души.
Конечно, мы можем добиться подобных результатов и занимаясь творчеством. Но если наша профессия не связана с созданием музыки, иллюстраций или текстов, каждый день радовать себя вряд ли получится.
Если человек рисует картину, пишет стихотворение или делает подарок близкому своими руками — это нечто необыкновенное. Но именно ежедневный труд дает возможность каждый день удовлетворять свои базовые потребности в компетентности, в автономии, в принадлежности, в созидании.
Как именно это происходит?
Убирая свой дом, мы заботимся о себе и своей семье. И лучше всего делать это вместе, удовлетворяя еще и потребность в контакте. Когда мы готовим, мы можем подойти к процессу творчески, применить усердие, смекалку. Так мы чувствуем, что создаем нечто новое для себя и своих близких. Когда мы понимаем, что способны починить или прибить что-то самостоятельно, мы чувствуем себя свободными и независимыми. Так ежедневные действия помогают нам не только навести лоск, но и удовлетворить нужды своей души.
Погружение в задачу, которая не требует напряженной работы ума, расслабляет наш мозг
Конечно, сложно получать удовольствие от домашних дел, если выполняешь их в одиночестве. Но мы все чаще говорим о том, что забота о жилище, готовка и прочие обязанности должны делиться между всеми членами семьи. И речь не о традиционном разделении на «мужские» и «женские» дела. Маленькие дети с удовольствием копируют взрослых — а значит, смогут справиться с простыми задачами.
Классик психоанализа Франсуаза Дольто была уверена, что навыки самообслуживания можно прививать даже самым маленьким. Это пригодится и мальчикам, и девочкам. Необязательно сильно любить домашние дела, но делать свою жизнь комфортной, а дом — удобным, скорее всего, придется.
«В интернатах дети никогда не убирают за собой, не занимаются приготовлением пищи. А почему бы по очереди не привлекать их к работе на кухне, в огороде, к уборке, покупке продуктов? Слышу возражения: «Потому что могут порезаться или обжечься». Но если с ранних лет приучать детей к домашним обязанностям, ничего страшного не случится. И тогда дети смогут закончить школу с определенными житейскими навыками. Взрослые должны показывать детям, что работа по дому — необходима. Что домашние обязанности — дело общее и приносит еще и удовольствие», — пишет Дольто в книге «На стороне подростка».
Конечно, сложно получать удовольствие от домашних дел, если выполняешь их в одиночестве. Но мы все чаще говорим о том, что забота о жилище, готовка и прочие обязанности должны делиться между всеми членами семьи. И речь не о традиционном разделении на «мужские» и «женские» дела. Маленькие дети с удовольствием копируют взрослых — а значит, смогут справиться с простыми задачами.
Классик психоанализа Франсуаза Дольто была уверена, что навыки самообслуживания можно прививать даже самым маленьким. Это пригодится и мальчикам, и девочкам. Необязательно сильно любить домашние дела, но делать свою жизнь комфортной, а дом — удобным, скорее всего, придется.
«В интернатах дети никогда не убирают за собой, не занимаются приготовлением пищи. А почему бы по очереди не привлекать их к работе на кухне, в огороде, к уборке, покупке продуктов? Слышу возражения: «Потому что могут порезаться или обжечься». Но если с ранних лет приучать детей к домашним обязанностям, ничего страшного не случится. И тогда дети смогут закончить школу с определенными житейскими навыками. Взрослые должны показывать детям, что работа по дому — необходима. Что домашние обязанности — дело общее и приносит еще и удовольствие», — пишет Дольто в книге «На стороне подростка».
ДАЙТЕ МОЗГУ ОТДОХНУТЬ
Каждый день нам приходится обрабатывать огромное количество информации, и это сильно выматывает. Иногда мы будто буксуем, и справиться с этим состоянием, просто переключившись на другую интеллектуальную задачу, не получается.
В эру многозадачности, когда мозг ежедневно проворачивает сто миллионов операций, когда мы держим в голове множество списков и чек-листов, ручной труд — прекрасная возможность переключиться. Погружение в задачу, которая не требует напряженной работы ума, расслабляет наш мозг.
Пока мы перебираем крупу или пришиваем пуговицы, с нами может случиться озарение. Поэтому, если перед вами стоит непростая интеллектуальная задача, попробуйте поставить мыслительный процесс на паузу, займитесь монотонной деятельностью, и велик шанс, что в процессе вы разберетесь с тем, что мучило вас очень давно.
Ручной труд, такой как готовка, шитье, выпиливание лобзиком, выжигание и даже строительство чего-то несложного, — хороший способ расслабить и детские умы. Дети растут, требования к ним — тоже. Нужно решать задачи по математике, ходить на олимпиады, заниматься языками. Здорово, что даже в средней школе есть такие предметы, как ИЗО и труд. Ученики могут отвлечься и позаниматься чем-то, что они любят с самого детства. Ведь многим нравится лепить, рисовать, готовить, шить, мастерить.
И совершенно неважно, художники они или юные химики, будущие повара или бизнесмены. Для детей ручной труд — отличный способ разгрузить мозг, передохнуть, уйти в процесс. Особенно, если они делают это вместе, всем классом.
То есть мальчики и девочки на уроках труда удовлетворяют и потребность в контакте. Конечно, во многом «успех мероприятия» зависит от того, какой учитель достался детям. Любой ребенок может с наслаждением выпиливать детали для будущей табуретки, если преподаватель сумел увлечь его этим процессом.
Было бы здорово, если бы каждый ребенок мог освоить простые способы позаботиться о себе.
Пока мы перебираем крупу или пришиваем пуговицы, с нами может случиться озарение. Поэтому, если перед вами стоит непростая интеллектуальная задача, попробуйте поставить мыслительный процесс на паузу, займитесь монотонной деятельностью, и велик шанс, что в процессе вы разберетесь с тем, что мучило вас очень давно.
Ручной труд, такой как готовка, шитье, выпиливание лобзиком, выжигание и даже строительство чего-то несложного, — хороший способ расслабить и детские умы. Дети растут, требования к ним — тоже. Нужно решать задачи по математике, ходить на олимпиады, заниматься языками. Здорово, что даже в средней школе есть такие предметы, как ИЗО и труд. Ученики могут отвлечься и позаниматься чем-то, что они любят с самого детства. Ведь многим нравится лепить, рисовать, готовить, шить, мастерить.
И совершенно неважно, художники они или юные химики, будущие повара или бизнесмены. Для детей ручной труд — отличный способ разгрузить мозг, передохнуть, уйти в процесс. Особенно, если они делают это вместе, всем классом.
То есть мальчики и девочки на уроках труда удовлетворяют и потребность в контакте. Конечно, во многом «успех мероприятия» зависит от того, какой учитель достался детям. Любой ребенок может с наслаждением выпиливать детали для будущей табуретки, если преподаватель сумел увлечь его этим процессом.
Было бы здорово, если бы каждый ребенок мог освоить простые способы позаботиться о себе.
«Начальной и средней школам не мешало бы обзавестись мастерскими помимо классов и библиотек. Время следовало бы распределить следующим образом: еда, учеба, обучение ремеслам и разным видам искусства, затем отдых. Работу на кухне и уборку помещения можно было бы доверить детям под присмотром компетентных взрослых. Желательно, чтобы и уборщицы, и повара разбирались в педагогике и могли заинтересовать детей, научить их мыть посуду, убираться и украшать школу», — отмечала Франсуаза Дольто.
Но актуальны ли сегодня уроки труда, на которых детей делят по гендерному признаку? Ведь всегда были парни, которым отчаянно хотелось учиться готовить. Да и девочкам было бы полезно освоить простейшие навыки мелкого ремонта, чтобы стать более независимыми.
Не думаю, что на уроках труда сегодня стоит разделять детей по гендерному признаку. Есть мальчики, которые с интересом смотрят, что там делают девочки в соседнем кабинете. А многим девочкам хочется научиться работать с металлом, с деревом. Поэтому я бы предложила давать такие уроки циклами, для обоих полов. Было бы здорово, если бы каждый ребенок мог освоить простые способы позаботиться о себе. А также удовлетворить базовые духовные потребности личности — потребность в созидании, творчестве, автономии и контакте.
Но актуальны ли сегодня уроки труда, на которых детей делят по гендерному признаку? Ведь всегда были парни, которым отчаянно хотелось учиться готовить. Да и девочкам было бы полезно освоить простейшие навыки мелкого ремонта, чтобы стать более независимыми.
Не думаю, что на уроках труда сегодня стоит разделять детей по гендерному признаку. Есть мальчики, которые с интересом смотрят, что там делают девочки в соседнем кабинете. А многим девочкам хочется научиться работать с металлом, с деревом. Поэтому я бы предложила давать такие уроки циклами, для обоих полов. Было бы здорово, если бы каждый ребенок мог освоить простые способы позаботиться о себе. А также удовлетворить базовые духовные потребности личности — потребность в созидании, творчестве, автономии и контакте.