Дети хотят осознавать свою ✔️автономию и ✔️компетентность."Я играю", "я дотянулся до кнопки лифта" "я первая доела"
"я одел трусы" - криво, НО САМ!!!????
По сути - это трансляция самому себе знания - "я есть!", "я живу", "я могу"
Что это формирует? Самооценку!!!! Что происходит с детьми, которых чрезмерно опекают, о ком проявляют слишком много заботы, стараются во всем помочь?
Их самооценка страдает, они думают о себе:
- "Я, наверно, не смогу"
- "Лучше не я"
- "Я не справлюсь"
- "Мир не безопасен"
- "Я не уверен, что точно знаю как"
Из этих убеждений прорастает мнительность, тревожность, страх выйти из зоны комфорта. Нарушение в домене "компетентность" заставляет сомневаться в своих силах.
Что может произойти и какие защитные механизмы могут включится?
- перфекционизм (защитный механизм- гиперкомпенсация - буду делать все идеально, чтоб доказать-таки свою компетентность. Перфекционизм вымарывает детей. Это именно тот самый "синдром отличника"
- Соматизация - тревога выражается в тиках, тревожных мыслях
- Застенчивость - избегание - тревога не даёт строить доверительных отношений с людьми, не позволяет выходить за рамки зоны комфорта.
- Страх принятия неверного решения - тревога не позволяет менять условия на более комфортные, совершать открытия - также избегающий защитный механизм.
Если мы не даём ребёнку понять- что он компетентен, что он может сам скатиться с этой горки, может сам убрать за собой (хотя пять игрушек), может сам одеть эти трусы, может сам сходить за хлебом, сам сделать уроки, сам собраться к бабушке - мы не даём ему уверенность в собственных силах, его самооценка всегда будет оставаться сниженной, вследствие сформировавшейся схемы неуспешности. И даже не смотря на свои успехи, он всегда будет пытаться быть лучше и предъявлять к себе завышенные требования, даже в самом зрелом возрасте.
#психология #дети #москва #мск#психотерапия #мама